Обзор RADEON 9500 на примере Sapphire Atlantis
достойный противник GeForce Ti 4200
Apple
Sapphire Atlantis RADEON 9500

Последнюю неделю видеокарта RADEON 9500 не сходит с главных страниц сайтов, посвященных "железу", не только в России, но и во всем мире. Давайте вспомним, как все случилось и восстановим хронологию событий:

25 ноября 2002 г.
- на сайте iXBT.com появилась статья "Sapphire Atlantis RADEON 9500 128MB, а также тестирование видеокарт в DOOM III v.0.02", в которой автор сделал предположение о том, что урезание RADEON 9700 до RADEON 9500 - программное. А это значит, что сокращенный вариант сохранил большую часть свойств оригинала. Никаких предположений о том, как превратить карту в RADEON 9700 в статье сделано не было.

5 января 2003 г. сайт Overclockers.ru опубликовал статью "Превращаем RADEON 9500 в RADEON 9700", с которой и начался победоносное шествие RADEON 9500 - ссылки на статью появились на всех новостных "железных" сайтах мира. Чувство гордости за Россию думаю, переполняло не только меня: простые российские парни-оверклокеры уделали огромную компанию ATI.
Идея, предложенная на Overclockers.ru заключалась в перепайке одного из резисторов, расположенного на чипе RADEON 9500 в другое положение и перепрошивке BIOS.

9 января 2003 г. гений российской компьютерной мысли ушел еще дальше - был придуман способ превращения RADEON 9500 в RADEON 9700 без помощи паяльника, а исключительно с помощью электропроводящего клея.
Также к этому времени появилось несколько способов программной переделки видеокарт, но им отдавался низкий приоритет. Наверняка, в следующей версии драйверов к видеокарте производитель поставит защиту от переделки, а российские изобретатели думают на шаг вперед - от аппаратных изменений защититься производителю посложнее будет.

Тест, обзор Sapphire Atlantis RADEON 9500Мы, в свою очередь, хотим внести свой небольшой вклад в общее дело и представить вашему вниманию подробный обзор Sapphire ATLANTIS Radeon 9500 64 Мб. По нашему мнению, эта карта незаслуженно осталась в тени и ситуацию надо срочно исправить.

Во-первых, Sapphire и ATI - в чем разница? И почему карты, разработанные ATI производит Sapphire? На самом деле, с именем Sapphire вы уже скорей всего встречались, правда не знали об этом. Большинство плат производимых под маркой ATI с 1996 года - это платы Sapphire. Именно в 1996 году ATI начала политику предоставления прав на производство плат на своих чипах другим фирмам, и Sapphire воспользовалась этой возможностью в полной мере.

Хотя у ATI есть отлаженная производственная линия в Канаде, там производится весьма ограниченное количество плат. Большая часть товаров с брэндом ATI изготовляется на фабриках в Китае. Платы, произведенные в Канаде и в Китае, практически неотличимы друг от друга и на рынок попадают чаще всего смешанные поставки.

И вот некоторые фирмы (а самой успешной среди них оказалась Sapphire) захотели получить свой лакомый кусок от розничных продаж и стали формировать свои брэнды, при этом на 100% используя выкупленные линии ATI.

Такова краткая, но увлекательная история происхождения видеокарты Sapphire ATLANTIS Radeon 9500.

Некоторая общая информация об видеокарте. Как мы помним, Radeon 9500 основана на урезанной версии чипа R300 из Radeon 9700 PRO (старшая модель линейки).

Спецификация выглядит так:

  • частота чипа - 275MHz
  • память 64MB DDR RAM на 270MHz (реально 540MHz)
  • шина обмена с памятью 128-бит, пропускная способность 8.6GB
  • 4 конвейера закраски пикселов Pixel Pipelines, 1 Texture unit per pipe
  • скорость заполнения: 1100 млн пикселов/сек, 1100 млн текселов/сек, 660 млн AA сэмплов/сек
  • 275 000 треугольников/сек
  • AGP 8X
  • DirectX9

Эти платы тоже пока выпускаются на дизайне RADEON 9700, но на них ставится только половина чипов памяти. Поэтому 64-мегабайтные платы на базе RADEON 9500 имеют 128-битную шину, и переделать её в 256-битную невозможно. Низкая пропускная способность шины - это результат того, что, как можно видеть на фотографии, у видеокарты отсутствует 4 чипа памяти в нижней части. На этих видеокартах стоят чипы RADEON 9500, в них работает всего 4 конвейера. (потенциально можно включить 8 конвейеров, что и было предложено на Overclockers.ru).

Переделка этой платы превратит ее в нечто вроде RADEON 9500 Pro - 8 пиксельных конвейеров и 128-битная шина. Но, в отличие от RADEON 9500 Pro, эти платы не будут иметь двухбанковую организацию памяти, и объем памяти на них будет всего 64 МБ. Перепрошивка BIOS именно на этих моделях вызывает наибольшие затруднению, которые скорей всего будут преодолены в ближайшем будущем.

Тест, обзор Sapphire Atlantis RADEON 9500   Тест, обзор Sapphire Atlantis RADEON 9500

Хотя в платах ATLANTIS 9500 использован референс-дизайн Radeon 9700 PRO, последняя ревизия платы более дружественна к AGP8X-совместимым системным платам на рынке. Также мы видим, что радиатор имеет более прочное крепление и отличается от используемого на плате 9700 PRO.

Несмотря на то, что во многих обзорах писали о высоких издержках производства восьмислойных плат, именно они были использованы в ATLANTIS 9500. Изначально ATI хотела поскорее выпустить эту модель, возможно в скором будущем будет найден способ производить RADEON 9500 на четырехслойных платах (либо уже найден способ производить восьмислойные платы с низкими издержками).

Комплектность, установка и драйвера

Вместе с видеокартой в комплект поставки входит несколько кабелей: S-VHS, композитный видео-кабель, конвертер для TV-Out, переходник из DVI в VGA (для подсоединения дополнительного устройства VGA через порт DVI). Присутствует стандартный компакт-диск с драйверами, а также установочный диск для плеера PowerDVD.

Тест, обзор Sapphire Atlantis RADEON 9500Так как карта основана на чипе R300, то в комплект входит разветвитель для питания видеокарты, подключаемый к разъему питающего кабеля флоппи-диска. Дополнительное питание обеспечивает работу карты на полной мощности.
Если в процессе установки вы забудете о подключении дополнительного питания к карте, нудное сообщение в BIOS напомнит вам об этом.

Установка драйверов не вызвала каких-либо затруднений, кстати можно использовать и стандартные драйвера ATI - существует полная совместимость. В будущем, Sapphire планирует выпустить драйвера с дополнительными свойствами, например, более тонкими настройками.

Если говорить о поддержке нескольких мониторов, то Sapphire ATLANTIS Radeon 9500 предоставляет в этом смысле те же возможности, что и другие карты семейства Radeon 9x00.

Описание тестовой платформы


Исследование производительности 3D-акселераторов происходило на довольно мощной системе:

- Компьютер на базе материнской платы Intel D845GEBV2 845GE:
- процессор Intel Pentium4 2.53GHz:
- 512MB (1x512MB) PC2700 333DDR RAM ;
- Сеть: интегрирована;
- Видеокарты:
- ATLANTIS Radeon 9500
- ATI Radeon 9000 PRO
- ATI Radeon 9700 PRO
- Video Drivers: Catalyst 2.4, Version: 6.13.10.6200C
- операционная система WindowsXP Professional SP1;

Результаты тестированния

SPECviewperf 7.0
3dsmax-01 drv-08 dx-07 light-05 proe-01 ugs-01
9500 8.41 26.58 43.53 10.59 10.07 5.02
9000 PRO 5.15 28.58 37.56 10.58 9.04 5.12
9700 PRO 9.71 26.81 45.18 10.69 10.05 5.15

9500 разница 3dsmax-01 drv-08 dx-07 light-05 proe-01 ugs-01
9000 PRO 63% -7% 16% 0% 11% -2%
9700 PRO -13% -1% -4% -1% 0% -3%


Во всех играх использована 32-битная глубина цвета и 32-битные текстуры

9500 125.1 94.3 58.3 40.4
9000 PRO 107.5 77.9 52.4 38.5
9700 PRO 138.7 134.7 113.3 90.5

9000 PRO 16% 21% 11% 5%
9700 PRO -10% -30% -49% -55%

Max Payne (Direct X)


Как и ожидалось, на низких разрешениях, где главную роль играет производительность графической системы, модель показала достойный по сравнению с 9700 PRO результат, однако при повышении разрешения разность в скорости прорисовки стала более заметна. В сравнении с 9000 PRO, 9500 немного выигрывает на всех разрешениях.

Normal 125.1 94.3 58.3 40.4
16X Aniso 91.3 68.5 43.9 31.5
4X FSAA 83.6 57.7 N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA 62.2 44.2 N/A N/A

16X Aniso -27% -27% -25% -22%
4X FSAA -33% -39% N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA -50% -53% N/A N/A

При включенном режиме анизотропной фильтрации на 16х у 9500 происходит не слишком сильное уменьшение производительности - максимум на 27%. При разрешении 1024x768 производительность остается на уровне 60 кадров/сек и падает в среднем до 30 кадров/сек при разрешении 1600x1200.

9500 149.8 99.5 65.2 42.1
9000 PRO 114.7 75.6 48.8 34.5
9700 PRO 188.1 181.6 147.7 101.5

9000 PRO 31% 32% 34% 22%
9700 PRO -20% -45% -56% -59%

UT2003 - Flyby


UT2003 идеально подходит для оценки реальной скорости прорисовки кадров при различных ограничениях. Тут мы видим явное превосходство над 9000 PRO. Причинами большей производительности является высокая скорость обработки геометрических данных и усовершенствованный механизм отсекания перекрытых объектов у 9500.

Normal 149.8 99.5 65.2 42.1
16X Aniso 68.3 45.0 30.7 21.0
4XFSAA 99.7 64.5 N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA 53.0 33.9 N/A N/A

16X Aniso -54% -55% -53% -50%
4X FSAA -33% -35% N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA -65% -66% N/A N/A

Видно, что при включенных режимах качественной фильтрации потеря в производительности довольно существенна - до 55%. .

9500 53.5 47.4 36.0 26.0
9000 PRO 57.9 49.3 35.9 23.1
9700 PRO 63.1 63.2 62.7 58.3

9000 PRO -8% -4% 0% 13%
9700 PRO -15% -25% -43% -55%

UT2003 - Botmatch


На невысоких разрешениях картина принципиально меняется - тут уже в лидеры выходит 9000 PRO - возможно новые драйверы для 9500 еще недостаточно оптимизированы? При разрешении 1280x1024 показатели становятся практически одинаковыми, а при 1600x1200 мы снова видим превосходство 9500.

Normal 53.5 47.4 36.0 26.0
16X Aniso 39.3 28.3 20.6 14.2
4X FSAA 44.6 32.2 N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA 29.4 19.9 N/A N/A

16X Aniso -27% -40% -43% -45%
4X FSAA -17% -32% N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA -45% -58% N/A N/A

И снова в режиме анизотропной фильтрации потеря производительности у 9500 существенна - до 45%. В UT2003 активно применяется работа со сложными текстурами, что задействует большое количество данных и множество циклов в расчетах.

9500 112.8 91.3 60.0 39.6
9000 PRO 105.9 80.1 52.6 36.9
9700 PRO 116.5 116.2 107.4 88.6

9000 PRO -1% 0% 1% -4%
9700 PRO 0% 0% -16% -43%

Serious Sam: Second Encouter (OpenGL)


Снова мы видим, что 9500 берет верх над 9000 PRO, хотя и незначительно.
В SE используются текстуры, содержащие до 5 слоев, что снижает производительность при различных режимах фильтрации, хотя и меньше, чем в UT2003.

Normal 112.8 91.3 60.0 39.6
16X Aniso 96.8 69.1 45.5 30.5
4X FSAA 86.3 59.2 N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA 71.4 48.8 N/A N/A

16X Aniso -14% -24% -24% -23%
4X FSAA -23% -35% N/A N/A
16X Aniso + 4X FSAA -37% -47% N/A N/A

На гистограмме мы видим производительность видеокарт при разрешении 1024х768. В каждой точке гистограммы снова 9500 обгоняет 9000 PRO. Интересно, что 9700 PRO в некоторых точках показывает фантастические показатели производительности, значительно более высокие, чем у 9500 или 9000 PRO. Показатели скорости у 9500 не опускаются ниже отметки 60 кадров/сек.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9500 156.3 108.5 66.8 46.6
9000 PRO 167.6 116.4 73.7 51.5
9700 PRO 182.3 174.7 128.9 94.2

9000 PRO -7% -7% -9% -10%
9700 PRO -14% -38% -48% -51%

Pixel Shader Performance


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9500 69.8 48.1 30.2 20.4
9000 PRO 60.2 40.4 25.6 17.9
9700 PRO 126.5 90.8 61.8 44.0

9000 PRO 16% 19% 18% 14%
9700 PRO -45% -47% -51% -54%




------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9500 128.6 90.5 60.4 43.6
9000 PRO 122.9 89.4 61.1 41.0
9700 PRO 256.1 193.1 135.8 97.2

9000 PRO 5% 1% -1% 6%
9700 PRO -50% -53% -56% -55%




Интересная картина: в тесте на "чистую" производительность пиксельных шейдеров, 9500 отстает от 9000 - в процессоре R300 реализован трехэтапный алгоритм работы с пиксельными шейдерами, но видимо он работает достаточно производительно только с DirectX 9. В тестах Nature и Advanced, которые более репрезентативны, 9500 реабилитируется и снова побеждает 9000 PRO.

Теоретическая производительность

По числу конвейеров закраски пикселов и прорисовки вертексов Radeon 9500 стоит выше по сравнению с low-end Radeon 9000 - скорость заполнения должна быть более высокой. Теоретически геометрия не должна сильно отличаться от Radeon 9700 PRO. При этом не стоит забывать, что у Radeon 9700 PRO - 8 конвейеров, а у Radeon 9500 - только 4. Проверим, насколько в тестах 3DMark2001SE подтвердились теоретические выводы.

Чип 9500 9000 Pro 9700 Pro
 Пиксельное заполнение (Mpp/s)
860.7
684.5
1766.6
 Тексельное заполнениеl (Mtp/s)
1113.9
1085.5
2527.6
 Геометрия - 1 цвет (M tris/s) 55.1
21.6
70.9
 Геометрия - 8 цветов (M tris/s)
12.6
5.0
15.0
 Вертексные шейдеры (FPS)
142.9 83.6 184.7

Как мы и ожидали, скорость заполнения (fill rate) для Radeon 9500 в тестах 3DMark2001SE оказалась ниже, чем у 9700 PRO, модель 9500 оказалась скорее ближе к 9000 PRO. В тестах на геометрию наоборот, Radeon 9500 оказался ближе к Radeon 9700 PRO.

По результатам тестов налицо несбалансированность производительности - в тестах на геометрию Radeon 9500 ближе к соседу повыше Radeon 9700 PRO, а в тестах на скорость заполнения - к соседу пониже Radeon 9000. Также ощущается недостаток пропускной способности шины.

DirectX9 сравнение с DirectX8.1 в игре Unreal Tournavent 2003

Botmatch

640x480 800x600 1024x768 1280x960 1600x1200

DX8.1

55.4 53.5 47.4 36.0 26.0

DX9 RC0

56.1 53.1 47.1 36.1 26.4

% Diff

1% -1% -1% 0% 1%
 

Flyby

640x480 800x600 1024x768 1280x960 1600x1200

DX8.1

180.8 149.8 99.5 65.2 42.1

DX9 RC0

177.8 149.1 99.6 65.5 42.1

% Diff

-2% 0% 0% 0% 0%
ATI's DX9 Demos, оптимизированы для Microsoft DirectX 9 и семейство графических адаптеров ATI RADEON 9700/9500.
ATI Direct X® 9 Demos можно загрузить здесь.
Нажмите для увеличения
ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO
ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO
ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO
ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO
ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO ATI's  DX9 Launch Demos для  Radeon  9000 PRO, 9500 и 9700 PRO
Скриншоты ATI's DX9 Launch Demos

 Выводы :

Стоит признать, что ATLANTIS Radeon 9500 64 Мб не сильно отличается от Radeon 9000 PRO - скорей всего это связано с тем, что между чипами RV250 и R300 не так уж много архитектурных отличий, которые значительно бы повлияли на результаты тестов, особенно в играх. Большая разница в производительности проявилась только в UT2003.

Успех карты ATLANTIS Radeon 9500 на рынке напрямую зависит от объявленной цены. Если цена будет выше, чем у Radeon 9000 PRO, то резонным будет следующий вопрос - компенсирует ли поддержка Directx 9 разницу в цене?

В любом случае при цене порядка 200 долларов Radeon 9500 64 Мб является достойным противником для видеокарт на базе чипсета GeForce Ti 4200.


  • Видео карты для тестов были предоставлены компанией SUNRISE.
  • дата публикации: 14.01.03

    Купить iphone 5s в ростове-на-дону в М.Тайм | iPhone 5 в Ростове в М.Тайм
    © Copyright Design Maximum