Обзор видеокарт ATI Radeon 9700/9800/Pro на примере продукции от Gigabyte
Radeon 9700/9800/PRO vs. GeForce4 Ti 4600/FX 5900 Ultra
Apple

ATI Radeon 9700 около полугода с момента появления на свет был бесспорным лидером среди видеокарт. Даже с появлением NVIDIA GeForce FX 5800 Ultra, ATI Radeon 9700 легко остается лучшим из доступных продуктов на рынке видеокарт (особенно в сравнении с новым FX 5800 Ultra). Когда же в NVIDIA решили запустить в производство GeForce FX 5900 Ultra, ATI пересмотрела ядро R300, используемое в Radeon 9700, и на свет появилось новое ядро R350, которое предназначалось для более эффективного соревнования с конкурентом из NVIDIA



Если судить по цифрам, то, кажется, что в ядро были добавлены существенные технологические новшества. Однако, по сути R350 является лишь немного измененным ядром. ATI также продолжила свою маркетинговую игру с нумерацией своих видеокарт аналогично NVIDIA. Таким образом, R350 становится Radeon 9800. Вообще вся эта схема с нумерацией серии Radeon 9xxx в результате очень сильно запутала конечных пользователей. На деле оказалось, что больший номер совсем не всегда означал более высокую производительность. NVIDIA в деле наименования своих видеокарт преуспела гораздо более положительным образом: ее GeForce4 MX, GeForce4 Ti и GeForce FX больше соответствуют своим заявленным возможностям (хотя и здесь были огрехи с GeForce4 MX). Впредь ATI необходимо аккуратней подходить к вопросу наименования своих карт.

Но вернемся к 9800. Radeon 9800 - это все тот же 0.15-микронный технологический процесс производства, а частота GPU (графического ядра) была поднята с 325 МГц до 380 МГц для версий "Pro". Вообщем-то это не было проблемой, так как R300 разгонялись пользователями в большом количестве и без особых проблем. Radeon 9800 PRO имеет также и более быстрые чипы памяти, благодаря чему пропускная способность возросла до 21.8 Гб/с.

Кроме усовершенствований ядра, технологии SmartShader и SmoothVision были обновлены до версии 2.1, а HyperZ III превратился в HyperZ III+. Вот она суть изменений:

  • SmartShader 2.1 - новый F-буффер, добавленный для того, чтобы позволить программам неограниченной длины с использованием шейдеров запускаться на Radeon 9800. Это должно составить конкуренцию движку CineFX от NVIDIA в этом аспекте, а также в некоторых других.
  • SmoothVision 2.1 - более высокая производительность в режиме полноэкранного сглаживания (FSAA) и анизотропной фильтрации благодаря оптимизированному контроллеру и сжатию 6:1.
  • HyperZ III+ - благодаря оснащению видеокарты оптимизированным Z-буффером имеется возможность рендеринга теней в реальном времени.

Кроме этих основных технологий, у Radeon 9800 почти нет отличий от своего предшественника Radeon 9700. Сравнение можно проводить следующим образом: Radeon 9700 Pro и Radeon 9800 Pro, также, как и GeForce FX 5800 Ultra с GeForce 5900 Ulra.

Спецификации в сравнении

GPU/VPU ATI RADEON 9800
PRO
ATI RADEON 9700
PRO
NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra NVIDIA GeForce FX 5800 Ultra
Ядро R350 R300 NV35 NV30
Тех. процесс 0.15 0.15 0.13 0.13
Транзисторов ~110 Мил. ~110 Мил. 130 Мил. 125 мил.
Частота ядра 380МГц 325МГц 450МГц 500МГц
Конвееры рендеринга 8 8 8 или (4) 8 или (4)
Макс. скорость заполн. пикс. (Мпикс./с.) 3,040 2,600 3,600 или (1,800) 4,000 или (2,000)
Блоки текстурир. 1 1 1 или (2) 1 или (2)
Макс. скорость заполн. текстурами (Мтекс./с.) 3,040 2,600 3,600 4,000
Число текстур на блок текстурир. от 8 до 16 от 8 до 16 от 8 до 16 от 8 до 16
Частота памяти 340МГц (680МГц DDR) 310МГц (620МГц DDR) 425МГц (850МГц DDR) 500МГц DDR II (1ГГц DDR)
Шина памяти 256-бит 256-бит 256-бит 128-бит
Пропуск. способ. памяти 21.8Гб/с 19.8Гб/с 27.2Гб/с 16.0Гб/с
Возможности
  • SMARTSHADER 2.1
  • SMOOTHVISION 2.1 - цветовая компрессия (до 6:1)
  • HYPER Z III + : Z-компрессия (до 24:1) и оптимиз. Z-кэша для рендеринга теней в реальном времени
  • TRUFORM 2.0
  • SMARTSHADER 2.0
  • SMOOTHVISION 2.0
  • HYPER Z III - Z-компрессия (до 24:1)
  • TRUFORM 2.0
  • CineFX 2.0 Engine
  • LMA II
  • Intellisample HCT Technology - цветовая компрессия и Z-компрессия (до 4:1)
  • CineFX Engine
  • LMA II (Optimized for DDR II)
  • Intellisample Technology - цветовая компрессия и Z-компрессия (до 4:1)
  • Пиксельные шейдеры 2.0+ 2.0 2.0+
    Вершинные шейдеры 2.0+ 2.0 2.0+
    DirectX DirectX 9.0 DirectX 9.0
    FSAA Multi Sampling (до 6x) Multi Sampling (до 8x)
    Анизотроп. фильтр. До 16x До 8x
    Прочее
    • Двойной интегрир. DAC 400 МГц по 10 бит на канал
    • ТВ-выход с разреш. до 1024x768
    • Интегрир. 165 МГц TMDS источник сигнала (DVI 1.0 совместим.)
    • VideoShader
    • HydraVision
    • Двойной интегрир. DAC 400 МГц
    • ТВ-выход с разреш. до 1024x768
    • Video Mixing Renderer (VMR)
    • Расшир. программир. Cg
    • nView
    • DVC 3.0
    AGP шина 8x 8x
    Версия AGP AGP 3.0, 2.0 и 1.0 AGP 3.0, 2.0 и 1.0

    Gigabyte RADEON 9800 Pro

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Если не обращать внимания на фирменную систему охлаждения Gigabyte, то в остальном RADEON 9800 Pro окажется практически идентичным собственной видеокарте ATI, потому что все видоекарты RADEON изготавливаются на одной основе.

    Хотелось бы отметить еще раз, что R350 изготавливается по тому же технологическому процессу производства, что и R300. Чип, используемый в Radeon 9700 Pro был уже достаточно теплым во время работы. RADEON 9800 Pro использует ядро R350 с гораздо более высокими частотами, а также более высокую частоту памяти. Во время тестов видеокарта имела следующие температуры:

    • Чипы памяти: - от 60 до 65 градусов по Цельсию.
    • На обратной стороне видеокарты:- 65 градусов.
    • Графический процессор:- 60 градусов.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    На плате задействовано 8 таких чипов Samsung GC2A, которые в совокупности составляют 128 Мб. Мы полагаем, что будет выпущена карта с 256 Мб.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Заметьте, что разъем для питания теперь стандартный 4-контактный. Такой же разъем используется во всех видеокартах ATI нового поколения. Он является более удобным и расрпостраненным, чем разъем от Floppy-дисковода, использовавшийся в старых видеокартах.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    На задней панели имеются: DB15 VGA для аналогового подключения монитора, 7-контактный mini-DIN разъем для ТВ-выхода и разъем DVI-I для цифрового подключения монитора или подключения второго монитора.

    Как мы тестировали...

    Тестировалась производительность видеокарт:

    • Gigabyte RADEON 9800 Pro
    • Gigabyte RADEON 9700 Pro
    • NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra
    • NVIDIA GeForce FX 5800 Ultra
    • NVIDIA GeForce4 Ti 4600

    Напомню, что GeForce FX 5900 Ultra имеет 256Мб, в то время как другие оснащены 128 Мб.

    Тестовая система:

    • Pentium 4 2.53 ГГц
    • Материнская плата на чипсете SiS 648
    • 512 Мб Kingston DDR400 памяти
    • ОС Windows XP Professional
    • Detonator FX 44.03 для Geforce FX 5900 Ultra
    • Catalyst 3.4 для RADEON 9800 Pro
    • Catalyst 3.1 для GeForce FX 5800 Ultra
    • Detonator 43.00 для GeForce 4 Ti 4600

    Тест 1: 3DMark 2001SE Pro

    Radeon 9800 Pro в среднем показал себя на 15% лучше, чем его предшественник. Если сравнивать с GeForce FX 5900 Ultra, то Radeon 9800 Pro оказался всего лишь на 5% медленней в среднем. однако это значение получилось из-за разрешения 800х600, при тестировании в котором получились непонятные результаты. Видимо, все дело в драйверах. А вообще RADEON 9800 Pro лидировал во всех вариантах теста 3D Mark, кроме режима 6х FSAA и разрешения 1600х1200, где он проиграл FX 5900 Ultra, но это все потому, что FX 5900 Ultra имеет 256Мб памяти против 128Мб у Radeon 9800 PRO.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    В Nature Scene теста 3DMark 2001SE Pro - Radeon 9800 Pro отставал от GeForce FX5900 Ultra на 10%, что легко объяснимо разницей в частотах. Этим же можно объяснить и многие последующие результаты тестов.

    Хотелось бы отметить одну особенность, касающуюся режима полноэкранного сглаживания (FSAA). NVIDIA и ATI используют разные алгоритмы полноэкранного сглаживания, которые основаны на разных методах. И надо сказать, что алгоритм ATI обеспечивает гораздо более высокое качество и берет свое начало еще от 3Dfx Voodoo5.

    Тест 2: 3D Mark 2003 Pro

    3D Mark 2003 Pro - это единственный бенчмарк на сегодняшний день, который сильно нагружает пиксельные и вершинные шейдеры, кроме того, использование DirectX 9 позволяет оценить производительность в играх недалекого будущего. Можно с уверенностью сказать, что возможности 3D Mark 2003 Pro немного опережают свое время. Однако, совсем не обязательно, что производительность в новых играх будет такая же, как и в этом бенчмарке.

    Следующее поколение игр, таких как Doom III и Half Life 2, возможно будут полностью использовать производительность GeForce FX 5900 Ultra и RADEON 9800 Pro, но сейчас таких игр еще нет. Таким образом, единственный способ проверить производительность видеокарт в новых играх - это применить при тестировании 3D Mark 2003. Имеено поэтому мы решили применить этот бенчмарк, несмотря на тот факт, что показатели производительности в реальных условиях могут оказаться иными. А посему мы советуем не сильно судить видеокарты по результатам 3D Mark 2003.

    Компания Futuremark (изготовитель ПО 3D Mark) недавно установила, что новые драйверы NVIDIA нестандартным образом влияют на результаты теста 3D Mark 2003, что позволяет завысить показатели производительности в среднем на 25%. Кроме того, они также установили, что некоторые драйверы и более ранних версий, чем 44.03 от NVIDIA также имеют подобные отклонения. Чтобы исправить подобный эффект, Futuremark выпустила патч build 330 для 3D Mark 2003.

    Специалисты Futuremark также установили, что ATI RADEON 9800 Pro с драйверами Catalyst 3.4 с этим новым патчем тоже показал чуть меньшую производительность. В результате подобных действий мы все же решили протестировать видеокарты, но роль 3D Mark 2003 в оценке производительности относим на ваше усмотрение. Пропатченная версия не успела попасть к нам в руки на момент написания обзора.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    RADEON 9800 Pro имеет постоянный отрыв от RADEON 9700 Pro на 20-25%. Это может быть обосновано сочетанием улучшений ядра R350 и более высоких рабочих частот.

    Теперь посмотрим на показатели производительности, полученные при тестировании в рельных играх.

    Тест 3: Quake3 Arena (OpenGL Benchmark)

    Благодаря классическому движку игры Quake 3, который по сей день активно используется во многих современных играх тем или иным образом, мы не можем не потестировать видеокарты в Quake 3. Результаты производительности, похожие на те, которые мы получили в 3D Mark 2001SE Pro, вы можете увидеть, сравнивая RADEON 9800 Pro и RADEON 9700 Pro. GeForce FX 5900 Ultra занимает лидирующие позиции благодаря высоким рабочим частотам, а также еще, потому что Quake 3 традиционно "был благосклонен" к видеокартам NVIDIA.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Тест 4: Jedi Knight II (OpenGL Benchmark)

    Jedi Knight II - игра, основанная на модифицированном движке Quake3, но эта игра является бенчмарком, который сильно зависит от платформы и процессора. В данном тесте опять лидирует GeForce FX 5900 Ultra все по тем же причинам, однако разница уже просто ничтожна.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Тест 5: Return to Castle Wolfenstein (OpenGL Benchmark)

    Этот тест, похоже, показывает сильные стороны видеокарт серии RADEON. Как вы уже, наверное, заметили - в режиме no-FSAA (выключено полноэкранное сглаживание), даже GeForce4 Ti 4600 проявил себя достаточно хорошо и даже лучше GeForce FX. Похоже, что найден еще один просчет в GeForce FX. Обе видеокарты RADEON прошли тест, что называется, "как по маслу". Г-м... Может быть это оптимизация игры по видеокарты? Как бы там ни было, о таком факте нигде не упоминалось и даже слухов не было.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Тест 6: Serious Sam: The 2nd Encounter (OpenGL Benchmark)

    Хотя RADEON 9800 Pro производительней своих конкурентов в среднем на 15-20%, но также верно и то, что эта видеокарта гораздо медленней GeForce FX 5900 Ultra в нескольких тестах. Еще раз замечу, что GeForce FX 5900 Ultra имеет частоту ядра, которая на 15% выше, чем у Radeon 9800 Pro, а также на 20% более быструю память.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Тест 7: Unreal Tournament 2003 (Direct3D Benchmark)

    UT 2003 - это отнсительно новая игра, поддерживающая элементы DirectX 8 и красивые спецэффекты. В Botmatch, где имеется много ботов и спецэффектов с мелкими деталями, большая нагрузка ложится на вершинные шейдеры. Как мы уже знаем из теста 3D Mark 2003 RADEON 9800 Pro силен в этом направлении.

    Это объясняет, почему GeForce FX 5900 Ultra показал себя хуже, чем RADEON 9800 PRO. Без сомнений, FX 5900 Ultra вырвался на 10% вперед от RADEON 9800 Pro, когда был включен режим 4х FSAA, однако добавление режима 8-икратной анизотропной фильтрации отбросило GeForce FX назад.

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Обзор видеокарт ATI серии RADEON 9700/9800/PRO

    Разгон

    У Gigabyte нет нужды отключать возможность разгона в BIOS, так как RADEON 9800 Pro самый производительный продукт на сегодняшний день, но мы надеемся, что они будут соблюдать подобное правило для всех своих графических карт. Gigabyte RADEON 9800 Pro неплохо "гонится" и наш экземпляр был стабилен как скала на частоте ядра 450 МГц (что эквивалентно NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra). Память "гонится" не так хорошо, однако результат тоже порадовал: 720 МГц.

    Итог

    RADEON 9800 Pro работает на меньших частотах, чем GeForce FX 5900 Ultra, но даже при этом RADEON 9800 Pro имеет производительность соответствующего 5900 Ultra уровня. В тесте 3D Mark 2001SE Pro обе видеокарты были разделены парой процентов производительности, но не более того. Большая разница появилась только, когда мы включили режим 6-икратного оплноэкранного сглаживания (6xFSAA) и RADEON 9800 Pro оказался порезвей, чем FX 5900 Ultra, однако в разрешении 1600х1200 RADEON 9800 Pro проиграл из-за своих 128 Мб памяти (против 256 у GeForce).

    В игре Return to Castle Wolfenstein (RTCW) RADEON 9800 Pro показал наилучший результат, выигрывая у GeForce FX 5900 Ultra от 30% до 40% во всех ситуациях.

    В Unreal Tournament 2003 Botmatch более продвинутая технология вершинных шейдеров RADEON 9800 Pro позволила оторваться от FX 5900 Ultra немного вперед в большинстве случаев.

    Менее "стрессовый" тест Flyby в UT2003 позволил FX 5900 Ultra "побить" RADEON 9800 Pro в среднем на 15% (особенно при выскоих разрешениях).

    Что до Quake 3, Serious Sam: The 2nd Encounter и Jedi Knight II, то в этих тестах ситуация складывалась в пользу FX 5900 Ultra на 35%, 25% и 10% соответственно при высоких разрешениях, с включенным полноэкранным сглаживанием (FSAA) и FSAA+анизотропная фильтрация (AF).

    Что ж, похоже, что в некоторых случаях RADEON 9800 Pro выигрывает у GeForce FX 5900 Ultra, а в некоторых - наоборот (благодаря более высоким частотам и рпопускной способности памяти).

    Однако если посмотреть на цену, то выбор может стать очевидным: RADEON 9800 Pro существенно дешевле, чем GeForce FX 5900 Ultra... Однако, кто считает деньги при покупке High-End такого уровня? :) Карты одинаково хороши - вопрос в цене и в любви к опредленной марке: решение за вами.



  • Мы благодарим компанию SUNRISE за предоставление видеокарт для тестов.
  • дата публикации: 11.07.03

    iPhone 5 в Ростове в М.Тайм | iphone в ростове купить в М.Тайм
    © Copyright Design Maximum