ATI RADEON 7500
претендуют на полноту
Apple
ATI Radeon 7500

Учиться у конкурентов можно разному. Можно -- разработке чипов и написанию драйверов. Можно -- разумному построению маркетинговой политики. А можно и способам формирования модельного ряда. ATI, кажется, начала учиться последнему... у NVidia. Посмотрим, как получается?

Для тех, кто хорошо знаком с модельными "изысками" NVidia, описать Radeon 7500 двумя словами очень просто -- это "Radeon Ultra". То есть фактически тот же самый Radeon, только с другими (более высокими) частотами работы ядра и памяти. Правда, на более низком уровне есть три различия: во-первых, GeForce2 Ultra изготовлялся по тому же 0,18-микронному процессу, что и обычный GeForce2 GTS, а Radeon 7500, в отличие от 0,18-микронного Radeon, производится по нормам 0,15-микронного процесса. Во-вторых, в Radeon 7500 ATI впервые отказалась от полностью синхронных частот работы чипа и памяти. Кстати, последнее служит косвенным подтверждением того, что NVidia в этом вопросе таки была права: у 3D-акселераторов на основе ее чипов асин хронный режим присутствовал с самого начала. В-третьих, начиная с этой модели (и во всех более поздних/старших) функция вывода изображения на два монитора сразу, а также TV-Out поддерживаются всеми чипами и картами ATI без исключения. Таким образом, возможность подключения второго монитора или телевизора пользователь будет получать автоматически, так сказать, "в нагрузку", независимо от того, испытывает он в ней необходимость или нет. С одной стороны, новшество достаточно спорное (ну мало еще кто у нас в стране "балуется" подобными вещами!), с другой же -- все дело в том, придется ли за это платить. Если карты ATI, обладающие такими возможностями, будут стоить не дороже "голых" карт того же класса от конкурентов -- то почему бы и нет?

ATI Radeon 7500Однако есть и еще одно приятное "нововведение", правда, к собственно новому чипу не относящееся, но определенно стоящее упоминания. Еще со времен первого анонса Radeon 7500 и Radeon 8500 по Сети ходили слухи: "ATI что-то делает с драйверами! ATI наконец-то выпустит нормальные драйверы!". Забегая вперед, скажем, что слухи подтвердились. Конечно же, вряд ли нормальные, т. е. просто-напросто корректно работающие в большинстве современных игр, драйверы можно относить к достоинствам продукта... однако те, кто уже установил себе на компьютер Radeon/Radeon LE/Radeon VE, с нами наверняка согласятся: для пользователей 3D-акселераторов от ATI это действительно событие немалой важности.

Причем (судя, по крайней мере, по адресам и именам файлов для загрузки) ATI предприняла еще один шаг, хорошо знакомый нам по продуктам ее основного конкурента: введение концепции unified drivers. Иными словами, для всех чипов серии Radeon используются одни и те же драйверы, а подстройка под конкретный продукт производится уже динамически, "внутри". На самом деле такой подход весьма логичен, ведь очень большую долю в низкоуровневом программном обеспечении видеокарт занимают "вещи фундаментальные" -- реализация вызовов функций API OpenGL и Direct3D, управление распределением локальной видеопамяти, кэшированием текстур и т. п. Какой смысл для каждой конкретной видеокарты/чипа программировать их "заново"? Да пожалуй, что никакого. Зато ошибка в реализации подобных функций после ее исправления и выхода новой версии драйверов "автоматически распространяется" не на один продукт, а на всю линейку в целом.

Видеокарта
ATI Radeon 64 DDR
ATI Radeon 7500
GeForce2 Pro ("Generic")
Технология производства, мкм
0,18
0,15
0,18
Частоты ядра/памяти, MHz
183/183
275/230
200/200
Ширина шины памяти, бит
128
128
128
Объем и тип памяти
64 MB DDR
64 MB DDR
32/64 MB DDR
Поддержка pixel/vertex shaders*
-
-
-
Количество конвейеров
2
2
4
Количество блоков TMU на конвейере
3
3
2
Частота RAMDAC, MHz
350
2 x 350
350
Поддержка TV-Out**
-
+
-
Вывод изображения на второй монитор**
-
+
-
* Финальные спецификации, вошедшие в DirectX 8.0.
** Radeon 7500 -- единственная карта из трех, для которой эти функции являются стандартными.

Тестирование

Как уже говорилось выше, проведенные нами в рамках подготовки этой статьи тесты не претендуют на полноту. Мы сознательно ограничились лишь двумя самыми популярными программами (Quake III Arena и 3DMark 2001) и рассмотрением всего одного аспекта производительности карт: ее изменением в зависимости от разрешения и глубины цвета. Более подробный материал, в который войдут и большее количество карт, и многие другие тесты, повторимся, не за горами. Ну а в качестве "оппонента" Radeon 7500 мы выбрали карту на базе NVidia GeForce2 Pro, оснащенную 64 MB DDR SDRAM. Вопросов, собственно, может возникнуть два. Первый -- "почему не GeForce2 Ultra?", второй -- "почему не GeForce3?". Ответ, в общем-то, прост, причем он один для обоих вопросов: цена. GeForce2 Ultra сейчас уже практически не найти, и единственное предложение, которое мы обнаружили в "Hot Line", выглядит довольно анекдотично: $340. GeForce3 стоимостью ниже $320 купить также нереально. В то же время цена ATI Radeon 7500 вряд ли даже у нас в Украине будет составлять более $200, поэтому сравнивать этот продукт с более дорогими вряд ли имеет смысл.

Описание тестовой платформы


Исследование производительности 3D-акселераторов происходило на довольно мощной системе:

- Компьютер на базе референсной платы Gigabyte GA-7VTX-P (VIA Apollo KT266A):
- процессор AMD Athlon XP 1700+,:
- оперативная память 256 Мб PC2100 Samsung DDR SDRAM ;
- 256 Mb DDR SDRAM Mushkin, CL 2 ;
- жесткий диск IBM Deskstar 30 Гб 7200 об/мин Ultra ATA/100 ;
- CD ROM 48X Panasonic CR594-B
- операционная система Windows 2000 Professional SP2;

В принципе, для карт такого класса, как участвующие в тестировании, подобная конфигурация является даже несколько чрезмерной. Однако нам хотелось максимально точно определить производительность именно самих карт/чипов во всех возможных режимах, поэтому мощная система была необходима, чтобы ни скорость подсистемы памяти, ни быстродействие центрального процессора гарантированно не создавали "бутылочных горлышек".

Результаты тестов

16-битовый цвет

На графике с результатами Quake III четко видно, что производительность обеих видеокарт в этой игре, "если не придираться", практически одинаковая, причем с изменением разрешения ситуация в общем-то не меняется. Конечно, GeForce2 Pro немного быстрее, но такое преимущество относится к разновидности "визуально неуловимых". Проще говоря -- количество кадров в секунду у одной карты немного больше, чем у другой, но заметить эту разницу в процессе игры невозможно.

Quake III Arena
16-битовый цвет, кадры/с

Radeon 7500

GeForce2 Pro

640 x 480


800 x 600

1024 x 768

1280 x 1024

1600 x 1200


198

207

170

196

131

142

80

89

61

63

|
0
|
40
|
80
|
120
|
160
|
200
|
240

А вот в 3DMark 2001 ситуация гораздо более интересная. Здесь ATI Radeon 7500 практически везде обгоняет GeForce2 Pro, даже в "исконной вотчине" всех 3D-чипов NVidia -- 16-битовом цвете! Однако на самом деле ничего удивительного в этом нет. При небольшой глубине цвета скорость видеопамяти не столь критична, а само графическое ядро Radeon 7500 работает все-таки на частоте 290 MHz, что на 45% больше, чем частота ядра GeForce2 Pro. Другое дело, что 45%-ное преимущество по частоте работы чипа соседствует с гораздо меньшей разницей в цене... но это уже другая тема.

32-битовый цвет

И опять в Quake III оба 3D-акселератора примерно равны, только на этот раз на столь же мизерное количество очков вперед "вырвался" продукт ATI. В целом, можно констатировать, что для любителей этой игры ATI Radeon 7500 примерно так же привлекателен, как и GeForce2 Pro, -- не менее, но и не более -- уж слишком мала разница между ними.

Quake III Arena
32-битовый цвет, кадры/с

Radeon 7500

GeForce2 Pro

640 x 480


800 x 600

1024 x 768

1280 x 1024

1600 x 1200


190

192

163

157

117

104

78

52

54

43

|
0
|
40
|
80
|
120
|
160
|
200
|
240

Ну а в 3DMark 2001 Radeon 7500 буквально "парит" над продуктом NVidia -- мало того, что разница в производительности весьма существенная с самого начала, так она еще и растет при увеличении разрешения. Как мы уже писали выше, в принципе, ничего удивительного в этом нет -- даже по техническим характеристикам и частотам ATI Radeon 7500 почти везде демонстрирует превосходство над NVidia GeForce2 Pro, и надо было бы очень "постараться", чтобы оно осталось нереализованным в конкретных приложениях.

3DMark 2001
16-битовый цвет, баллы

Radeon 7500

GeForce2 Pro

640 x 480


800 x 600

1024 x 768

1280 x 1024

1600 x 1200


5893

5412

5523

5107

4836

4721

3939

3928

3114

2990

|
0
|
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
5000
|
6000

3DMark 2001
32-битовый цвет, баллы

Radeon 7500

GeForce2 Pro

640 x 480


800 x 600

1024 x 768

1280 x 1024

1600 x 1200


5637

5084

5372

4812

4623

4067

3874

2362

2944

1281

|
0
|
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
5000
|
6000

Качество и артефакты

Уже не ставя перед собой цель исследовать производительность Radeon 7500, мы "пропустили" эту видеокарту... да практически через все игровые тесты и игры, которые нашлись в нашей Тестовой лаборатории. Кроме Quake III и 3DMark 2001 в оценке качества "участвовали" Unreal/Unreal Tournament, No Ones Lives Forever, F.A.K.K. 2, Serious Sam, Sacrifice, Giants: Citizen Kabuto и еще множество других приложений, использующих как Direct3D API, так и OpenGL. Ни в одном из них никаких видимых глазом артефактов обнаружено не было. Это позволяет сделать вывод о том, что инженеры ATI действительно провели серьезную работу по устранению ошибок в последней официальной версии драйверов (5.13.01.3276).

  •  Выводы :

    Новый продукт ATI на фоне GeForce2 Pro смотрится явно более выигрышно: его производительность в 32-битовом цвете выше (а в 16-битовом на такой карте никто играть, скорее всего, не будет), к тому же покупатель получает "бесплатный довесок" в виде поддержки вывода изображения на телевизор и второй монитор. Кстати, в Radeon 7500 оба RAMDAC одинаковые и работают на частоте 350 MHz. Единственное, что можно пожелать этому продукту, -- соответствующей цены. Если она будет такой же, как у видеокарт на базе GeForce2 Pro (или даже на $10--20 выше, но не более), то мы не видим никаких препятствий, не позволяющих присудить Radeon 7500 первое место по соотношению цена/производительность/функциональность в своем классе.

дата публикации: 05.06.02

купить ipad в ростове в М.Тайм | Айфон, ростов, М.Тайм
© Copyright Design Maximum